КРЕЙСЕР I РАНГА "АСКОЛЬД"

Краткая историческая справка

Крейсер "Аскольд" (до 27.09.1907 г. - крейсер I ранга) строился на верфи фирмы "Germania" в Киле, Германия. Зачислен в списки Балтийского флота 11.01.1899 г. Официальная закладка корабля состоялась 08.07.1899 г.

Корабль стал вторым в условной серии бронепалубных крейсеров, строившихся по одному и тому же заданию МТК. Заказан в рамках программы 1898 г. "для нужд Дальнего Востока". Строился по проекту фирмы "Germania", завоевавшему первое место в объявленном Морским Ведомством международном конкурсе.

Схема внешнего вида крейсера "Аскольд"

Askold


От крейсера "Варяг" отличался наличием щитов у 152мм орудий, более надежными водотрубными котлами системы Thornicroft-Schulz, 3-х вальной энергетической установкой и своеобразным внешним видом. Конструкция энергетической установки позволяла крейсеру идти экономическим ходом только под одной средней паровой машиной мощностью до 6800 индикаторных л.с.

Askold

Название корабля было традиционным для русского флота, его носили 2 парусных корвета XIX в. Аскольд - древний русский князь (? - 882г.) правивший, по преданию, вместе с Диром в Киеве. Осаждал Царьград, был убит князем Олегом.

Крейсер спущен на воду 02.03.1900 г. г. Официально вступил в строй (принят в казну) 08.09.1901 г. Входил в состав Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. Во время русско-японской войны участвовал в обороне Порт-Артура, прикрывал разведывательные, набеговые и минно-заградительные операции легких сил флота.

28.07.1904 г. в бою с японским флотом в Желтом море получил тяжелые повреждения - 4 подводных и 6 надводных пробоин, сбито 2 трубы, 11 убитых и 48 раненых, выведена из строя большая часть артиллерии. Во время прорыва нанес повреждения японским крейсерам "Асама" и "Якумо". После боя ушел в Шанхай, где 31.07.1904 г. был разоружен и интернирован правительством Китая.

С 24.05.1906 г. входил в состав Сибирской флотилии. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 1.01.1911 г. по 11.1912 г. на Владивостокском портовом заводе с полной заменой водогрейных трубок в котлах, подшипников, настила двойного дна.

С началом I Мировой войны вошел в состав союзной эскадры, состоявшей из английских броненосного крейсера "Minotaur” и легкого крейсера "Yarmouth", японских броненосного крейсера "Ибуки" и легкого крейсера "Тикума" и русского КР "Жемчуг". Основной задачей эскадры был поиск и уничтожение германских крейсеров в Индийском океане и водах Юго-Восточной Азии. В этот период "Аскольд" захватил германский пароход водоизмещением 1917 т и уничтожил 2 небольших парусных судна. Осенью 1914 г. обстреливал средиземноморское побережье Турции и Болгарии.

С 19.02.1915 г. по 9.01.1916 г. крейсер участвовал в Дарданелльской операции англо-французского флота, 2.12.1914 г. захватил в качестве трофея германский пароход "Haifa" и по призовому праву передал его РОПиТ. С 2.03 по 27.12.1916 г. прошел капитальный ремонт главных механизмов в Тулоне (Франция) с заменой палубного настила и орудий главного калибра.

22.11.1916 г. зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого Океана. В связи с переводом крейсера в состав Флотилии Северного Ледовитого Океана Морской Генеральный Штаб отдал распоряжение о ледовом подкреплении корпуса. Работы провели в Девонпорте (Великобритания), одновременно частично заменили трубки в котлах.

17.06.1917 г. "Аскольд "прибыл в Кольский залив. 26.10.1917 г. вошел в состав советской Флотилии Северного Ледовитого Океана. 12.07.1918 г. был захвачен в Кольском заливе английскими интервентами и под названием "Glory IV" включен в состав ВМС Великобритании. В 1919 г. был уведен в Англию.

В 1922 г. возвращен правительством Великобритании РСФСР, но ввиду неудовлетворительного технического состояния, в том же году как окончательно устаревший, продан совместному советско-германскому акционерному обществу "Деруметалл" на слом и отбуксирован в Гамбург (Германия) для разборки на металл.


Составление © Copyright 1998 ТО "Ретро-Флот"
WWW-дизайн © Copyright 1997,98 АО "Мультимедиа техника"


Система обмена баннерами