|
Краткая историческая справка Эскадренные броненосцы "Фудзи" и "Яшима" строились по программе 1893 г. в Англии: "Фудзи" - на верфи "Темз Айрон Уоркс" в Блэкуолле, "Яшима" - на верфи Армстронг-Уитворт в Эльсвике.
Главные механизмы для обоих кораблей изготавливались на заводе
Хемфрейса Тенанта и К° (Humphrey Tennant and С°) в Депфорде.
Броненосцы первого класса "Фудзи" и "Яшима" создавались первоначально как противовес китайским кораблям типа "Чин-Иен", однако не успели принять участия в японо-китайской войне. Они явились для японского флота первыми линейными кораблями новейшего для того времени типа, которые и должны были стать основой морского могущества страны. Проект броненосцев был разработан Дж.Макроу на основе британских кораблей типа "Ройял Соверин" и "Ринаун", с учетом всего лучшего в части конструкции корпуса, распределения броневой защиты и вспомогательной артиллерии. Однако по артиллерии главного калибра броненосцы типа "Фудзи" ближе подходили к английским кораблям типа "Маджестик", имея такие же закрытые грушевидной формы барбеты с 305-мм орудиями, но 40-калиберными против 35-калиберных на "Маджестиках". Броненосецы типа "Фудзи" первым в японском флоте, в отличие от "Фусо" и "Чин Иен", уже изначально оснащался сетями противоторпедного заграждения, которые долго прожили на всех флотах. Например, только в середине 20-х годов японские линкоры типа "Фусо" при модернизации лишились этих "украшений". Вся броня общим весом 3000 т (24% нормального водоизмещения) изготавливалась на заводе Кеммеля и К° (Cammel & С°) по способу Гарвея (обработка касалась только толстых плит пояса и траверзов, а тонкая броня, например, палуб и крыш барбетов, была стальная). Угольные ямы уже традиционно разместили вдоль бортов так, чтобы они дополняли собой броневую защиту.
"Фудзи" во время русско-японской войны под командованием капитана 1 ранга К. Мацумото входил в первый боевой отряд первой эскадры, участвовал в обстрелах и блокаде Порт-Артура, боях в Желтом море и Цусимском сражении, в котором получил попадания 2 305-, 3 152-, 2 75-мм снарядов и 5 неустановленного калибра; чудом избежал гибели после взрыва 305мм снаряда в кормовой башне (8 убитых, 22 раненых). Потопил последним залпом дневного боя броненосец "Бородино".
В 1910 г. "Фудзи" капитально ремонтировался с заменой котлов и вооружения на японские образцы, после чего был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса (став одновременно и учебным артиллерийским кораблем). Ко времени первой мировой войны "Фудзи" оказался старейшим действующим броненосцем в японском флоте, но к 1914 г. он был уже слишком тихоходен по сравнению с другими. Но тем не менее он нёс вспомогательное боевое дежурство, простояв всю войну в Куре. В конце сентября 1921 г. корабль зашел во Владивосток, приняв участие в конвоировании снятого с мели броненосца "Микаса".
1 сентября 1922 г. его исключили из списков флота, до 1923 г. разоружили во исполнение условий Вашингтонского договора. Но позднее его корпус возвратили к жизни и переоборудовали в несамоходное учебно-тренировочное судно, а затем в плавказарму, установив на нем деревянные палубные надстройки. Далее корпус "Фудзи" продолжал служить жилым блокшивом и перевернулся при налете американской авиации на Иокосуку в 1945 г. В 1948 г. его разобрали на металл.
"Яшима" строился по модифицированному Филиппом Уаттсом (Philip Watts) проекту, на нем был срезан дейдвуд и установлен балансирный руль, в результате броненосец имел малый радиус циркуляции.
К началу русско-японской войны "Яшима" входил в состав второго подразделения первого боевого отряда первой эскадры. Командовал кораблем капитан 1 ранга X. Сакамото. Этот боевой отряд действовал в Жёлтом море и в районе Порт-Артура с февраля по декабрь 1904 г. "Яшима" принял участие в краткой первой стычке с броненосцами русского флота у Порт-Артура 27 января 1904 г. "Яшима" был привлечён и к первой бомбардировке Порт-Артура 10 марта 1904 г., принёсшей крепости крайне малый материальный ущерб. Он также принял участие и во второй бомбардировке 22 марта, где "Фудзи" и "Яшима" были назначены для ведения перекидного огня из Голубиной бухты. Оба корабля выпустили вместе около 200 12-дюймовых снарядов, но добились лишь минимального ущерба. Продолжая входить в состав части эскадры, наблюдающей и блокирующей Порт-Артур, "Яшима" 2(15) мая 1904 г. подорвался на мине, которая поразила броненосец в 12 час. 05 мин. пополудни в среднюю часть корабля с правого борта, на минном поле, незаметно (днём ранее) поставленном минным заградителем "Амур". Пятью минутами позже другая мина поразила и "Хатсусе". Поврежденный корабль взял на буксир броненосец "Cикиcима". Состояние "Яшима" неуклонно ухудшалось. Поврежденный корабль и его буксировщик встали на якорь примерно в пяти милях к северо-востоку от Встречной горы, и экипаж, применив в борьбе за живучесть все возможное, организованно покинул его в 17 ч. 41м. Личный состав взяли на борт бронепалубные крейсера "Сума" и "Такасаго". Вскоре после этого броненосец затонул (38°34'N 121°40'Е). Погибло 319 человек. Хотя японцы прекрасно умели секретить информацию о своих потерях, мнение о том, что потеря "Яшима" была сохранена ими в тайне до окончания битвы при Цусиме (весной следующего года), выглядит сомнительно. В. Семенов в книге "Расплата" писал, что "По японским сведениям, в тот день, в виду Порт-Артура, в расстоянии 10 миль проходили в строе кильватера броненосцы "Хатсусе", "Яшима" и "Cикиcима" и легкие крейсера "Касаги" и "Тацута". "Хатсусе" пошел ко дну через 50 сек. после того, как наткнулся на мину. "Яшима", также наткнувшись на мину, с трудом держался на воде (не дошел до Японии, затонул по дороге), и оставались один броненосец и два легких крейсера, хлопотавших около подбитого, почти погибающего "Яшима". Русские источники свидетельствуют: "про участь броненосца "Яшима" до сих пор было только известно, что 2 (15) мая русские офицеры в Порт-Артуре видели с Сигнальной горы, что один из броненосцев типа "Фудзи" наско-чил на подводную мину в 10 милях от Ляотешана, был взят на буксир и уведён в Японию броненосцем "Хатсусе", с тех пор о "Яшима" не было никаких сведений. Но недавно в осведомлённом английском журнале "Engineer" появилось извещение о том, что поврежденный броненосец типа "Фудзи" был броненосец "Яшима" и что во время буксирования его в Сасебо он затонул, не дойдя 20 миль до порта". 28 июля, как известно, этот броненосец в морском сражении не участвовал. Японцы имели основания скрывать его гибель, так как, по предположениям русских офицеров, вероятно, рассчитывали в скором времени заполнить его опустевшее место в списках новым судном, контрабандным способом добытым на стороне. В то время в Англии для Японии строились два броненосца, "Катори" и "Кашима" (16700 т), и вновь были заказаны ещё четыре броненосца по 18750 т. После падения Порт-Артура адмирал Того в своём приказе по флоту благодарил команды всех судов за их блестящую службу отечеству и при этом перечислил все погибшие суда, но об утрате "Яшима" он ни одним словом не обмолвился. Известно было, что вся команда броненосца была спасена". Не исключено, что на нашей второй эскадре ожидали встретить в бою "Яшима" и другие новоприобретенные корабли: союз Британии и Японии при поддержке США продолжал действовать. |