Вступив в строй в 1869 г., броненосный фрегат "Князь Пожарский",
являвшийся по сути дела опытным кораблем, продолжал переделываться.
Так, в 1871 г. в соответствии с замечаниями начальника броненосной
эскадры адмирала Г. И. Бутакова на фрегате взамен уже отсутствовавшей
боевой рубки установили над средним мостиком для защиты от ружейного огня
в ближнем бою броневое прикрытие толщиной 50,8 мм. Неудивительно, что после
стольких переделок насыщенный новшествами, но перегруженный корабль
"не обнаружил хороших морских качеств". В 1872 г. его передали в
распоряжение адмирала А. А. Попова - общепризнанного авторитета в
начавшемся тогда в России создании броненосных крейсеров. Действительно,
выполненные по его указаниям переделки, изменения в дифферентовке и
рангоуте сделали фрегат "хорошим морским боевым судном", пригодным
для действий в океане. "Князь Пожарский" стал первым русским
броненосным кораблем, вышедшим за пределы Балтики, когда летом
1873 г. совершил плавание в Средиземное море с заходом в Англию.
На пути из Мальты в Пирей фрегат успешно выдержал жестокий шторм.
После возвращения в Россию осенью 1875 г. "Князь Пожарский" подвергся
новым переделкам, еще более приблизившим его к типу океанского крейсера:
корпус покрыли однорядной (на сквозных болтах) деревянной обшивкой и
цинковыми листами, вместо старых шести котлов установили восемь новых и
вместо одной трубы две - постоянную и подъемную, перебрали и основательно
переделали машину. В результате на испытаниях осенью 1877 г. корабль при
осадке 6,26 м достиг 11,9, а при осадке 6,36 м - 11,7 уз, превысив на
целый узел скорость, показанную пять лет назад. Давление пара в котлах
составляло 1,54 ат, мощность - 2214 л. с. Емкость угольных ям составляла
лишь 365 т, такого запаса даже при соблюдении спецификационного расхода
топлива (2,95 т/ч) хватало лишь на 123 ч полного хода. В дополнение к
восьми 203-мм, стольким же 152-мм и 87-мм, а также нескольким 16 и
44-мм скорострельным орудиям корабль вооружили приспособлениями для
использования шестовых, откидных и буксируемых мин. Площадь парусов
составляла около 2200 кв.м, высота грот-мачты от палубы до топа 16,5 м,
масса рангоута 135 т, четырех адмиралтейских якорей 16,8 т, а 500 саженей
их цепей калибром 54 мм - около 56 т. Экипаж достигал почти 500
человек (24 офицера и более 470 матросов).
|