Вооружение


В годы постройки "Владимира Мономаха" развитие морской артиллерии шло особенно быстрыми темпами. Каждый новый образец по дальности и точности стрельбы, по начальной скорости снаряда к его разрушительной мощи превосходил предыдущие, появившиеся всего на несколько лет раньше. Русская морская артиллерия тогда как раз испытывала сложности переходного периода: вместо орудий образца 1867 г. на вооружение флота стали поступать орудия образца 1877 г. с большей длиной ствола. Ими должны были оснащаться "корабли постройки после 1882 г.", в том числе и "Владимир Мономах". Но во время испытаний стрельбой с полным зарядом в большинстве 152-280-мм орудий со стволами образца 1877 г. (тогда их называли орудиями "переходных" типов или "системой дальнобойных орудий образца 1877 г.") выявились различные недоработки. Общий вывод был неутешителен: с полным зарядов 152-мм 28-калиберные орудия могли выдержать не более 100 выстрелов.

Monomakh
Решение оказалось традиционным для российской практики - заряд уменьшили с принятых 38 фн (38 русских фунтов = 15,5 кг) до 33 фн (13,5 кг) против 20 фн (8,2 кг) на более старых 23-калиберных пушках. Результаты испытаний новых 203-мм 30-калиберных орудий, на которых заряд повысили до 80 фн (32,7 кг; на 22-калиберных образца 1867 г. было 14,3 кг), оказались еще хуже. Потребовавшиеся значительные переделки задержали принятие их флотом до 1884 г. Из крупных кораблей первым их смог получить "Дмитрий Донской". В итоге "Владимир Мономах" был достроен с новыми 152/28 орудиями, но со старыми 203/22, которые стояли на предшествующих русских броненосных крейсерах. Орудия имели клиновые затворы и устанавливались на металлические станки систем Пестича (203-мм) и Попова (152-мм) с креплением на бортовом штыре. Погоны, по которым при горизонтальной наводке катились ролики поворотных рам, имели довольно большой диаметр и значительно загромождали палубу. Станки Попова оказались не очень удачными, и кроме 12 штук, изготовленных для "Мономаха", их более не выпускали. Стоящие в спонсонах 203-мм орудия сверху были прикрыты трапецеидальными площадками, на которых размещались шлюпки и мелкие пушки. Этим отчасти компенсировался отход от конструктивного типа фрегата, который подразумевал закрытую батарею. При креплении по- походному орудия со станками по поворотной раме откатывались от порта, а сама рама разворачивалась боком к борту (батарейные орудия - правым боком, что сохранилось и на последующих русских кораблях, и всегда на походе орудия правого борта разворачивались в нос, а левого - в корму). Поэтому на фотографиях "Владимира Мономаха" и современных ему кораблей 152-мм и 203-мм орудий, оттянутых от борта и скрытых крышками портов, не видно. Перед стрельбой орудие со станком подавалось по раме вперед, выглядывая из порта на 1,5-2 м. Подача боезапаса производилась вручную через люки и горловины, расположенные под полубаком и полуютом.

Из мелких орудий в 1879 г. на вооружение флота приняли 107-мм (9- фунтовые) и 87-мм (4-фунтовые) с клиновыми затворами, которые Обуховский завод изготавливал по чертежам аналогичных крупповских, и пятиствольные 37-мм пушки Гочкиса. "Мономах" по проекту должен был нести 4 87-мм (точнее 86,87-мм) 24-калиберных орудия - по два на полубаке и полуюте, четыре 44,7-мм пушки Энгстрема у основания бушприта и над кормовым балконом, а на крыльях мостика и площадках кормовых спонсонов стояли шесть 5- ствольных 37-мм (револьверных) пушек Гочкиса. После достройки от использования устаревших 44-мм пушек отказались, заменив их на равное число пятистволок Гочкиса и две десантные пушки В.Барановского, принятые на вооружение в 1882 г. Последние - 63,5-мм пушки с длиной ствола в 19 калибров - устанавливались на корабельном или колесном лафете, а комбинированный гидропружинный тормоз и новый поршневой затвор позволяли вести стрельбу со шлюпок и катеров. Другие мелкие орудия из-за быстрой и резкой отдачи использовать на гребных шлюпках было нельзя.

Изготовителем всех орудий и станков был Обуховский завод, и только станки для пушек Барановского делались на частном заводе самого изобретателя.

После ремонта 1888-89 гг. мелкая артиллерия крейсера была усилена: 4 87-мм, 2 63,5-мм, 4 новые пятиствольные 47-мм пушки Гочкиса (к выпуску которых с 1886 г. приступил Императорский Тульский оружейный завод), 8 аналогичных 37-мм и 4-ствольная картечница Фарингтона. По всей вероятности, тогда же орудия 203/22 заменили на 203/30 образца 1877 г., что подтверждается справочниками того времени и другими источниками, которые приписывают "Мономаху" 30-калиберные 203-мм орудия. Во время капремонта 1892-93 гг. еще раз изменилась мелкая артиллерия - 10 47-мм и 12 37-мм револьверных пушек и 2 десантных 63,5-мм.

Monomakh
Кардинальное перевооружение предприняли в 1896-97 гг., когда на крейсер установили 5 новых патронных 152-мм орудий системы Канэ образца 1892 г. с длиной ствола 45 калибров (одно на полубаке и 4 в спонсонах) и 6 аналогичных 120-мм (на места старых 152-мм). Они имели станки Меллера на центральном штыре, значительно уменьшавшие габариты и облегчавшие наводку. Патронные орудия имели и другие преимущества: не нужно было банить ствол после выстрела, улучшилась пожаробезопасность зарядов, а вынос прицельной линии вбок от оси ствола позволял заряжать орудие, не прерывая процесса наводки. С переходом на бездымный порох устранили и еще один недостаток - корабль теперь не окутывало густыми клубами дыма после каждого залпа. В целом, перевооружение на скорострельные орудия повысило вес бортового залпа крейсера со 185,3 кг/мин до 1291,5 кг/мин при лучшей бронепробиваемости и почти вдвое большей дальности стрельбы. Но если со старыми станками крейсер мог вести огонь всеми орудиями борта по одной цели в пределах 75° (35° в нос и 40° в корму от траверза), то полный залп новыми орудиями он мог давать только в узком 4-градусном секторе левой носовой четверти. Это объяснялось слишком близким расположением к форштевню (шп.3) погонной 152-миллиметровки (угол обстрела всего 120°), выносом линии прицела на новых пушках влево от оси ствола на 0,6 ми смещением оси поворота "центральных" станков от борта и от центра порта.

Хотя вес новых орудий оказался значительно меньше, по цене они, вопреки ожиданиям, оказались отнюдь не дешевле. Станки же из-за значительно возросшей дульной энергии выстрела пришлось делать даже тяжелее и, соответственно, дороже старых. Под полубаком и полуютом установили по два беседочных элеватора 152-мм и 120-мм боезапаса и рельсовые системы подачи снарядов и зарядов к орудиям. Разработчиком конструкции и изготовителем элеваторов был Санкт- Петербургский Металлический "завод, но электрические лебедки для них покупались у французской фирмы Соттер-Харле.

"Владимир Мономах" стал всего лишь третьим русским кораблем, получившим новые патронные орудия Канэ - вслед за новейшим "Рюриком" и модернизированным на два года ранее "Дмитрием Донским". Поскольку к маю 1896 г. этих орудий Обуховский завод смог изготовить всего 28 и 26 штук соответственно, перевооружение "Мономаха" отодвинуло сроки сдачи артиллерии для других строившихся тогда кораблей.

Боезапас (по 180 снарядов на 152-мм и по 200 на 120-мм орудие) состоял из чугунных фугасных снарядов производства горных заводов и стальных бронебойных, которые сначала выпускал только Пермский завод, а затем и Обуховский. Оба типа 120-мм снарядов снаряжались ружейным бездымным порохом, а остальные - пироксилином. Мелкую артиллерию заменили на новые одноствольные пушки Гочкиса образца 1896 г. с клиновым затвором - шестнадцать 47-мм (шесть на местах 152/28 орудий с уменьшением размера портов, 2 в новых портах на батарейной палубе, остальные на крышах спонсонов, полубаке и полуюте) и четыре 37-мм (на крышах спонсонов). На фор- марсе установили два 37-мм автомата системы Максима. Десантные пушки Барановского остались.

Минное вооружение включало 3 надводных минных (торпедных) аппарата образца 1878 г. калибром 356 мм - одного выдвижного с правого борта под якорными клюзами и двух поворотных бортовых в яблочных шарнирах (все на уровне бронепалубы). Труба бортового аппарата состояла из двух частей: перед стрельбой передняя часть выдвигалась через шарнир за борт и стыковалась с задней, которая перемещалась на станке по полукруглым погонам. При креплении по- походному передняя часть трубы втягивалась внутрь корпуса, а отверстие в шарнире закрывалось крышкой. Торпеды имели длину 5,8 м, вес 400 кг, заряд пироксилина 40 кг, и могли пройти со скоростью 20,5 уз. целых 540 м. Боезапас - по 2 торпеды на аппарат. Во время смены артиллерии в 1896 г. эти аппараты, возможно, заменили на новые для торпед образца 1894 г., имевших калибр 380 мм, длину 5,71 м, вес 462,2 кг, заряд 81,8 кг, дальность хода 550 м на скорости 26,75 уз.

Крейсер брал на борт 30 гальваноударных мин, которые ставились со шлюпок или прямо с палубы с помощью грузовых стрел. Перед уходом в последний поход, закончившийся Цусимским боем, с крейсера все минное вооружение было снято.

После достройки "Мономах" нес два боевых прожектора - на полубаке и полуюте. Носовой устанавливался на площадке, которую можно было придвинуть к любому борту. При модернизации 1896-97 гг. один прожектор перенесли на площадку фок-мачты над боевым фор-марсом, а еще два съемных могли устанавливаться на крыльях мостика. В конце 1904 г. крейсер оснастили еще одним прожектором - на площадке обрезанной ниже уровня труб грот-мачты. Все прожекторы для кораблей российского флота до русско-японской войны закупались во Франции, так как ни одно отечественное предприятие их не изготавливало.



Составление © Copyright 1998 ТО "Ретро-Флот"
WWW-дизайн © Copyright 1997,98 АО "Мультимедиа техника"


Система обмена баннерами