|
В годы постройки "Владимира Мономаха" развитие морской
артиллерии шло особенно быстрыми темпами. Каждый новый образец
по дальности и точности стрельбы, по начальной скорости снаряда к
его разрушительной мощи превосходил предыдущие, появившиеся
всего на несколько лет раньше. Русская морская артиллерия тогда как
раз испытывала сложности переходного периода: вместо орудий
образца 1867 г. на вооружение флота стали поступать орудия образца
1877 г. с большей длиной ствола. Ими должны были оснащаться
"корабли постройки после 1882 г.", в том числе и "Владимир
Мономах". Но во время испытаний стрельбой с полным зарядом в
большинстве 152-280-мм орудий со стволами образца 1877 г. (тогда их
называли орудиями "переходных" типов или "системой дальнобойных
орудий образца 1877 г.") выявились различные недоработки. Общий
вывод был неутешителен: с полным зарядов 152-мм 28-калиберные
орудия могли выдержать не более 100 выстрелов.
Из мелких орудий в 1879 г. на вооружение флота приняли 107-мм (9- фунтовые) и 87-мм (4-фунтовые) с клиновыми затворами, которые Обуховский завод изготавливал по чертежам аналогичных крупповских, и пятиствольные 37-мм пушки Гочкиса. "Мономах" по проекту должен был нести 4 87-мм (точнее 86,87-мм) 24-калиберных орудия - по два на полубаке и полуюте, четыре 44,7-мм пушки Энгстрема у основания бушприта и над кормовым балконом, а на крыльях мостика и площадках кормовых спонсонов стояли шесть 5- ствольных 37-мм (револьверных) пушек Гочкиса. После достройки от использования устаревших 44-мм пушек отказались, заменив их на равное число пятистволок Гочкиса и две десантные пушки В.Барановского, принятые на вооружение в 1882 г. Последние - 63,5-мм пушки с длиной ствола в 19 калибров - устанавливались на корабельном или колесном лафете, а комбинированный гидропружинный тормоз и новый поршневой затвор позволяли вести стрельбу со шлюпок и катеров. Другие мелкие орудия из-за быстрой и резкой отдачи использовать на гребных шлюпках было нельзя. Изготовителем всех орудий и станков был Обуховский завод, и только станки для пушек Барановского делались на частном заводе самого изобретателя. После ремонта 1888-89 гг. мелкая артиллерия крейсера была усилена: 4 87-мм, 2 63,5-мм, 4 новые пятиствольные 47-мм пушки Гочкиса (к выпуску которых с 1886 г. приступил Императорский Тульский оружейный завод), 8 аналогичных 37-мм и 4-ствольная картечница Фарингтона. По всей вероятности, тогда же орудия 203/22 заменили на 203/30 образца 1877 г., что подтверждается справочниками того времени и другими источниками, которые приписывают "Мономаху" 30-калиберные 203-мм орудия. Во время капремонта 1892-93 гг. еще раз изменилась мелкая артиллерия - 10 47-мм и 12 37-мм револьверных пушек и 2 десантных 63,5-мм.
Хотя вес новых орудий оказался значительно меньше, по цене они, вопреки ожиданиям, оказались отнюдь не дешевле. Станки же из-за значительно возросшей дульной энергии выстрела пришлось делать даже тяжелее и, соответственно, дороже старых. Под полубаком и полуютом установили по два беседочных элеватора 152-мм и 120-мм боезапаса и рельсовые системы подачи снарядов и зарядов к орудиям. Разработчиком конструкции и изготовителем элеваторов был Санкт- Петербургский Металлический "завод, но электрические лебедки для них покупались у французской фирмы Соттер-Харле. "Владимир Мономах" стал всего лишь третьим русским кораблем, получившим новые патронные орудия Канэ - вслед за новейшим "Рюриком" и модернизированным на два года ранее "Дмитрием Донским". Поскольку к маю 1896 г. этих орудий Обуховский завод смог изготовить всего 28 и 26 штук соответственно, перевооружение "Мономаха" отодвинуло сроки сдачи артиллерии для других строившихся тогда кораблей. Боезапас (по 180 снарядов на 152-мм и по 200 на 120-мм орудие) состоял из чугунных фугасных снарядов производства горных заводов и стальных бронебойных, которые сначала выпускал только Пермский завод, а затем и Обуховский. Оба типа 120-мм снарядов снаряжались ружейным бездымным порохом, а остальные - пироксилином. Мелкую артиллерию заменили на новые одноствольные пушки Гочкиса образца 1896 г. с клиновым затвором - шестнадцать 47-мм (шесть на местах 152/28 орудий с уменьшением размера портов, 2 в новых портах на батарейной палубе, остальные на крышах спонсонов, полубаке и полуюте) и четыре 37-мм (на крышах спонсонов). На фор- марсе установили два 37-мм автомата системы Максима. Десантные пушки Барановского остались. Минное вооружение включало 3 надводных минных (торпедных) аппарата образца 1878 г. калибром 356 мм - одного выдвижного с правого борта под якорными клюзами и двух поворотных бортовых в яблочных шарнирах (все на уровне бронепалубы). Труба бортового аппарата состояла из двух частей: перед стрельбой передняя часть выдвигалась через шарнир за борт и стыковалась с задней, которая перемещалась на станке по полукруглым погонам. При креплении по- походному передняя часть трубы втягивалась внутрь корпуса, а отверстие в шарнире закрывалось крышкой. Торпеды имели длину 5,8 м, вес 400 кг, заряд пироксилина 40 кг, и могли пройти со скоростью 20,5 уз. целых 540 м. Боезапас - по 2 торпеды на аппарат. Во время смены артиллерии в 1896 г. эти аппараты, возможно, заменили на новые для торпед образца 1894 г., имевших калибр 380 мм, длину 5,71 м, вес 462,2 кг, заряд 81,8 кг, дальность хода 550 м на скорости 26,75 уз. Крейсер брал на борт 30 гальваноударных мин, которые ставились со шлюпок или прямо с палубы с помощью грузовых стрел. Перед уходом в последний поход, закончившийся Цусимским боем, с крейсера все минное вооружение было снято. После достройки "Мономах" нес два боевых прожектора - на полубаке и полуюте. Носовой устанавливался на площадке, которую можно было придвинуть к любому борту. При модернизации 1896-97 гг. один прожектор перенесли на площадку фок-мачты над боевым фор-марсом, а еще два съемных могли устанавливаться на крыльях мостика. В конце 1904 г. крейсер оснастили еще одним прожектором - на площадке обрезанной ниже уровня труб грот-мачты. Все прожекторы для кораблей российского флота до русско-японской войны закупались во Франции, так как ни одно отечественное предприятие их не изготавливало. |
![]() |