КРЕЙСЕР II РАНГА "НОВИК"

Краткая историческая справка

В соответствии с "программой для нужд Дальнего Востока", принятой в 1898 году, Морской технический комитет разработал техническое задание на проектирование крейсера водоизмещением 3000 т, предназначавшегося не только для разведочной службы при эскадре, но и ее защиты от нападения неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносных кораблей.

Контракт на постройку такого крейсера, получившего название "Новик", был подписан с германской фирмой "Шихау" 5 августа 1898 года. Строился корабль отделением этой фирмы в Данциге, механизмы изготовлялись в Эльбинге. Официальная закладка корабля состоялась 29 февраля 1900 года, когда корпус был уже доведен постройкой до броневой палубы. 2 августа "Новик" спустили на воду, и 3 мая 1901 года крейсер под русским государственным флагом вышел на первую семичасовую заводскую пробу.

18 мая 1902 года после завершения приемосдаточных испытаний "Новик" прибыл в Россию. 14 сентября того же года крейсер под командованием капитана 2 ранга П. Ф. Гаврилова покинул Кронштадт, взяв курс на Дальний Восток. 6 декабря, когда "Новик"находился в Пирее (Греция), в командование им вступил капитан 2 ранга Н. О. Эссен.

Схема внешнего вида крейсера "Новик"

Novik


В Порт-Артур крейсер пришел 2 апреля 1903 года. Буквально с первых минут русско-японской войны началась активная служба "Новика". Сразу же после нападения японских миноносцев на русскую эскадру в ночь на 27 января 1904 года командир крейсера получил приказ преследовать неприятеля, но пока на "Новике" разводили пары, японские миноносцы успели уйти. В бою с японской эскадрой на следующий день "Новик" предпринял дерзкую попытку сблизиться с неприятельской эскадрой, однако попавший в крейсер 203-мм снаряд (в район ватерлинии) вынудил его повернуть назад. Только после десяти суток напряженного ремонта корабль удалось снова ввести в строй. Именно на "Новике" поднял свой флаг командующий флотом адмирал С. О. Макаров, когда пытался отбить окруженный неприятелем и гибнущий миноносец "Стерегущий". Не раз крейсер прикрывал выходы в море миноносцев и канонерских лодок, принимал участие в обстреле занятого противником побережья.

После боя 28.07/10.08 (3 надводные пробоины, 2 убитых, 1 раненый) "Новик" прорвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в порт Корсаковск (О.Сахалин). Затоплен там экипажем после боя с японскими крейсерами "Цусима" и "Читосе" 7/20.08.1904 г. (3 подводных и 2 надводных пробоины, 2 убитых, 17 раненых). Поднят японцами, отремонтирован (новые котлы и вооружение) и с 1908 г. служил в японском флоте под названием "Судзуя". Исключен из списков в 1913 г. и разобран на металл.

В Российском флоте имя "Новик" носили 11-пушечный корвет, спущенный на воду в 1856 году (14 сентября 1863 года разбился на камнях у мыса де-Лос-Рейс на западном побережье Северной Америки), и знаменитый эскадренный миноносец, один из быстроходнейших кораблей своего времени, прославившийся на Балтике в годы первой мировой войны (под новым названием "Яков Свердлов" 28 августа 1941 года подорвался на мине у острова Мохни при прорыве кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт).


Составление © Copyright 1998 ТО "Ретро-Флот"
WWW-дизайн © Copyright 1997 АО "Мультимедиа техника"