|
Краткая историческая справка В марте 1895 года началась разработка проекта бронепалубного крейсера для Тихого океана. Основные работы завершились к лету 1896 года, и было принято решение строить три однотипных крейсера на петербургских верфях. Сразу же на стапелях верфи "Галерного островка" начались работы по строительству двух крейсеров "Паллада" и "Диана", а в сентябре в Новом адмиралтействе развернулись работы по строительству третьего крейсера, который 31 марта 1897 года получил название "Аврора".
2 октября 1904 года огромная эскадра под командованием контр, адмирала 3. П. Рожественского вышла из Либавы в свой беспримерный поход через три океана навстречу неприятелю. В походе "Аврора" зарекомендовала себя как один из лучших кораблей эскадры. Крейсер входил в отряд контр-адмирала О.А. Энквиста ("Аврора", "Олег", "Дмитрий Донской" и "Владимир Мономах" ). В течение всего боя 14 мая 1905 г. "Аврора" следовала за флагманским "Олегом", сближаясь с противником на дистанции до 24 каб. В бою "Аврора" получила около 10 попаданий снарядами калибром от 203 до 76 мм. Были серьезно повреждены две дымовые трубы, надводная часть корпуса, надстройки, фок-мачта отбита наполовину, разбиты осколками все шлюпки, катера и барказы. Вышли из строя 5 - 75 мм орудий, одна 37-мм пушка сбита за борт, одно 152-мм орудие сильно подбито, повреждены элеваторы подачи боезапаса и приборы управления стрельбой. В бою было израсходовано 303 - 152-мм снарядов, 1282 - 75-мм патронов, 320 - 37-мм патронов.
Вместе с "Олегом" и присоединившимся к отряду "Жемчугом" "Аврора" в течение ночи 14/15 мая подвергалась атакам японских миноносцев. Отряд оторвался от главных сил эскадры и после безуспешных попыток прорваться на север, во Владивосток, корабли отправились в Манилу (Филиппинские о-ва), где корабли были интернированы. На Балтику крейсер вернулся 19 февраля 1906 г. После ремонта кампанию 1907 г. "Аврора" провела в плавании с корабельными гардемаринами на Балтике. После этого корабль прошел серьезный ремонт и модернизацию, в ходе которой изменилось его вооружение, системы ПУАО и внутреннее расположение. Был сооружен третий мостик над запасной штурманской рубкой, носовой и средний мостики были соединены продольным переходным мостиком, демонтирован фор-марс. Вооружение крейсера состояло теперь из 10 152-мм орудий, защищенных удлиненными щитами, 20 75-мм орудий противоминного калибра, 2 63.5-мм десантных орудий, 2 37-мм орудий в качестве шлюпочных и 4 7.62-мм пулеметов системы "максим". До начала I Мировой войны "Аврора" каждую кампанию совершала заграничные плавания, на крейсере проходили практику гардемарины и кадеты Морского корпуса, юнги и ученики школы строевых унтер-офицеров. В период первой мировой войны "Аврору" включили во вторую бригаду крейсеров Балтийского моря. В 1915 г. крейсер прошел новую модернизацию. Он получил возможность принимать до 150 мин, артиллерийское вооружение 14 - 152-мм орудий (4 из числа снятых с крейсера "Диана"), 4 - 75-мм орудий и 1 - 40-мм автоматическая зенитная пушка системы Виккерса. Зимой 1915-16 г.г. вместо 75-мм противоминных орудий были установлены на мостиках зенитные того же калибра. В ходе нового ремонта 1916-17 г.г. были заменены котлы Бельвиля на 24 котла Бельвиля-Долгоненко, модернизировали станки орудий ГК (угол возвышения доведен до 25°, дальность стрельбы до 12500 м), установили вместо 75-мм зенитных орудий 5 - 76.2-мм зенитных орудий Лендера, переставили ближе к носу и корме баковое и ютовое 152-мм орудия, еще раз изменилось внутреннее расположение крейсера. В ходе ремонта команда крейсера, до того момента "надежная", попала под влияние революционной агитации, и активно поддержала Февральскую революцию. Командир крейсера М.И. Никольский был убит, экипаж избрал судовой комитет, нового командира и старшего офицера. "Аврора" принимала активное участие и в Октябрьской революции, дав холостым выстрелом бакового орудия сигнал к штурму Зимнего дворца. В 1918 году из-за отсутствия топлива и других видов снабжения для несения боевой службы на Балтике был оставлен только действующий отряд (ДОТ) - 2 ЛК, крейсер "Олег", 4 ЭМ и 7 ПЛ. Остальные корабли были выведены в резерв. Осенью 1918 г. с "Авроры", "Дианы" и других кораблей сняли орудия для вооружения кораблей речных и озерных флотилий. В конце 1922 г. было принято решение о восстановлении "Авроры" в качестве учебного корабля. Уже 18 июля 1923 г. крейсер вышел на ходовые испытания. Вооружение его составили 10 - 130-мм/55 орудий, 2 - 76.2-мм зенитки и 4 7.62-мм пулемета. В кампании 1923-33 г.г. крейсер обеспечивал практику курсантов ВМУЗ, совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах Балтфлота. Однако из-за плохого состояния котлов и механизмов "Аврора" после ремонта 1933-35 г.г. стала несамоходной учебной базой, а в зимнее время использовалась как плавбаза подводных лодок. В период Великой Отечественной войны крейсер находился в гавани Ораниенбаума. 9 130-мм орудий "Авроры", установленные на береговой батарее, обороняли в начале войны подступы к Ленинграду. Поврежденный немецкими снарядами, 30 сентября 1941 г. крейсер сел на грунт. Оставшаяся артиллерия с него была демонтирована для установки на берегу. После того, как немецкие войска были отброшены от Ленинграда, было принято решение о восстановлении крейсера "Аврора" в качестве корабля-памятника и учебного корабля. С крейсера были сняты котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны боковых валов и сами валы, часть вспомогательных механизмов. В 1946 году "Аврора" "сыграла роль" крейсера "Варяг" в одноименном фильме. Вооружение восстановленного корабля составили 14 152-мм орудий Канэ и 4 45-мм салютные пушки.
Как и бронепалубный крейсер 1 ранга "Аврора", "Диана" и "Паллада"
строились по кораблестроительной программе 1895 г.; их главная задача
состояла в выполнении функций крейсеров-разведчиков при эскадре. При
постройке не допускалось "ни малейшего отступления" друг от друга как в
общем расположении, так и в деталях.
18 ноября 1895 г. управляющий Морским министерством Н. М. Чихачев
приказал выдать Петербургскому порту наряд на постройку по проекту специалистов
Балтийского завода на верфи "Галерный островок" двух крейсеров;
строителем первого, получившего название "Паллада", назначили старшего
судостроителя П. Е. Андрющенко, второго ("Диана") - младшего судостроителя
А. И. Мустафина. Работы на стапелях начались в июне-июле следующего года,
торжественная закладка состоялась в один день с "Авророй" - 23 мая 1897 г.
Важное новшество состояло в повышении живучести управления кораблем,
предложенное старшим артиллерийским офицером "Паллады" - под
броневой палубой устроили центральный боевой пост, в котором разместили все
дублирующие средства управления.
14 августа 1899 г. "Паллада" сошла на воду, а через полтора месяца спустили и
"Диану". Испытания начались летом 1901 г., после чего оба крейсера включили
в состав Отдельного отряда судов Балтийского моря. Большой интерес
представляли испытания "Паллады", головного корабля серии, так как впервые
проверялись основные технические решения, а также надежность работы
главных, шпилевых и рулевых машин, водоотливных средств, систем управления,
боеспособность артиллерии и т. д.
Приемные испытания машин "Паллады" проводились 20 октября при водоизмещении
на 92 т больше нормального: несмотря на превышение проектной индикаторной
мощности почти на 1490,3 л. с. скорость корабля составила всего 19,17 уз,
что повторилось и на "Диане". В отчете прямо говорилось, что оба крейсера
значительно не додали те скорости, которые ожидались. Кроме этого просчета
крупным недостатком справедливо считался и "урезанный" состав артиллерийского
вооружения, что произошло из-за опасения перегрузки и делало эти корабли
значительно слабее таких их современников, как, например, крейсеры
"Варяг" и
"Аскольд".
Примерно в 23.45 на "Палладе" заметили неприятельские миноносцы и пробили боевую тревогу; включенные ходовые огни на японских кораблях и схожесть силуэтов с русскими вызвали недоумение. Только выпущенные торпеды рассеяли последние сомнения. Крейсер открыл огонь, но было уже поздно - в левом борту между 68 и 75 шпангоутами образовалась внушительная пробоина. После устранения повреждений "Паллада" снова вступила в строй и вместе с "Дианой" участвовала в бою 28 июля, когда русские корабли пытались прорваться во Владивосток. Отстав от эскадры, "Паллада" вернулась в Порт-Артур, а "Диана" ушла в порт Сайгон, где и оставалась интернированной до окончания войны. 7 декабря 1904 г. "Паллада" затонула во время обстрела внутренней гавани Порт-Артура; после войны японцы подняли и отремонтировали корабль, который до 1920 г. входил в состав их флота в качестве учебного ("Тсугару"), а до 1923 г. - как минный заградитель. В 1906 г. "Диана" возвратилась на Балтику и вошла в состав Учебно-артиллерийского отряда. Вооружение крейсера было усилено - в ходе ремонта 1907-09 г.г. количество 152-мм орудий было доведено до 10. В период первой мировой войны ее включили во вторую бригаду крейсеров Балтийского моря. В 1915 г. корабль перевооружили, установив десять 130-мм орудий, причем часть 152-мм передали на "Аврору". В конце декабря 1917 г. "Диана" перешла из Гельсингфорса в Кронштадт, а в следующем ее передали на долговременное хранение, установив орудия на кораблях Волжско-Каспийской военной флотилии; в 1922 г. крейсер разобрали.
|