КРЕЙСЕРА ТИПА "ДИАНА"

Краткая историческая справка

В марте 1895 года началась разработка проекта бронепалубного крейсера для Тихого океана. Основные работы завершились к лету 1896 года, и было принято решение строить три однотипных крейсера на петербургских верфях. Сразу же на стапелях верфи "Галерного островка" начались работы по строительству двух крейсеров "Паллада" и "Диана", а в сентябре в Новом адмиралтействе развернулись работы по строительству третьего крейсера, который 31 марта 1897 года получил название "Аврора".

Название Заложен Спущен Укомплектован
АВРОРА 23.05.1897 11.05.1900 18.09.1903
ДИАНА 23.05.1897 30.09.1899 декабрь 1902
ПАЛЛАДА 23.05.1897 14.08.1899 1902

"Аврора"

Группу конструкторов, работавших над проектом, возглавлял управляющий Балтийским заводом старший судостроитель К. К. Ратник. В непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, т. е. почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля - офицеров Корпуса корабельных инженеров: Э. Р. Де-Грофе, К. М. Токаревский, Н. И. Пущин и А. А. Баженов.

Под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей 11 мая 1900 года в 11 ч 15 мин крейсер "Аврора" был спущен на воду. Два года велись достроечные работы - завершение корпусных работ в Новом адмиралтействе и установка главных машин и паровых котлов у стенки Франко-русского завода. Закончив 18 сентября 1903 года приемочные испытания, крейсер "Аврора" вступил в состав боевых сил русского флота.

Avrora 1903
Поскольку крейсер предназначался для усиления морских сил на Тихом океане, где назревал конфликт с Японией и куда уже перешли однотипные "Паллада" и "Диана", корабль начал срочную подготовку к своему первому длительному переходу в Порт-Артур. "Аврора" под командованием капитана 1 ранга И. В. Сухотина вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года и присоединился в Средиземном море к отряду контр-адмирала А.А.Вирениуса. Но крейсеру не суждено было дойти до места назначения. Вести о вероломном нападении японского флота на Порт-Артур застали "Аврору" в африканском порту Джибути. Дальнейшее плавание было прервано, и корабль вернулся на Балтику 5 апреля 1904 года, где был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальневосточном морском театре. При подготовке к этому походу произошла смена командиров. В командование "Авророй" с 11 июля вступил капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев. В ходе подготовки к боевым действиям на шести орудиях главного калибра установили броневые щиты. Два орудия - по одному с правого и левого бортов - из-за конструктивных особенностей в месте их установки остались незащищенными (подгонке щитов мешали шлюпочные ростры).

2 октября 1904 года огромная эскадра под командованием контр, адмирала 3. П. Рожественского вышла из Либавы в свой беспримерный поход через три океана навстречу неприятелю. В походе "Аврора" зарекомендовала себя как один из лучших кораблей эскадры.

Крейсер входил в отряд контр-адмирала О.А. Энквиста ("Аврора", "Олег", "Дмитрий Донской" и "Владимир Мономах" ). В течение всего боя 14 мая 1905 г. "Аврора" следовала за флагманским "Олегом", сближаясь с противником на дистанции до 24 каб. В бою "Аврора" получила около 10 попаданий снарядами калибром от 203 до 76 мм. Были серьезно повреждены две дымовые трубы, надводная часть корпуса, надстройки, фок-мачта отбита наполовину, разбиты осколками все шлюпки, катера и барказы. Вышли из строя 5 - 75 мм орудий, одна 37-мм пушка сбита за борт, одно 152-мм орудие сильно подбито, повреждены элеваторы подачи боезапаса и приборы управления стрельбой. В бою было израсходовано 303 - 152-мм снарядов, 1282 - 75-мм патронов, 320 - 37-мм патронов.

Avrora damages
На "Авроре" в сражении было убито 10 человек, в том числе командир крейсера Е.Р. Егорьев, 89 человек ранено, из них 6 смертельно и 18 тяжело (8 человек умерли от ран).

Вместе с "Олегом" и присоединившимся к отряду "Жемчугом" "Аврора" в течение ночи 14/15 мая подвергалась атакам японских миноносцев. Отряд оторвался от главных сил эскадры и после безуспешных попыток прорваться на север, во Владивосток, корабли отправились в Манилу (Филиппинские о-ва), где корабли были интернированы.

На Балтику крейсер вернулся 19 февраля 1906 г. После ремонта кампанию 1907 г. "Аврора" провела в плавании с корабельными гардемаринами на Балтике. После этого корабль прошел серьезный ремонт и модернизацию, в ходе которой изменилось его вооружение, системы ПУАО и внутреннее расположение. Был сооружен третий мостик над запасной штурманской рубкой, носовой и средний мостики были соединены продольным переходным мостиком, демонтирован фор-марс.

Вооружение крейсера состояло теперь из 10 152-мм орудий, защищенных удлиненными щитами, 20 75-мм орудий противоминного калибра, 2 63.5-мм десантных орудий, 2 37-мм орудий в качестве шлюпочных и 4 7.62-мм пулеметов системы "максим".

До начала I Мировой войны "Аврора" каждую кампанию совершала заграничные плавания, на крейсере проходили практику гардемарины и кадеты Морского корпуса, юнги и ученики школы строевых унтер-офицеров.

В период первой мировой войны "Аврору" включили во вторую бригаду крейсеров Балтийского моря. В 1915 г. крейсер прошел новую модернизацию. Он получил возможность принимать до 150 мин, артиллерийское вооружение 14 - 152-мм орудий (4 из числа снятых с крейсера "Диана"), 4 - 75-мм орудий и 1 - 40-мм автоматическая зенитная пушка системы Виккерса. Зимой 1915-16 г.г. вместо 75-мм противоминных орудий были установлены на мостиках зенитные того же калибра.

В ходе нового ремонта 1916-17 г.г. были заменены котлы Бельвиля на 24 котла Бельвиля-Долгоненко, модернизировали станки орудий ГК (угол возвышения доведен до 25°, дальность стрельбы до 12500 м), установили вместо 75-мм зенитных орудий 5 - 76.2-мм зенитных орудий Лендера, переставили ближе к носу и корме баковое и ютовое 152-мм орудия, еще раз изменилось внутреннее расположение крейсера.

В ходе ремонта команда крейсера, до того момента "надежная", попала под влияние революционной агитации, и активно поддержала Февральскую революцию. Командир крейсера М.И. Никольский был убит, экипаж избрал судовой комитет, нового командира и старшего офицера. "Аврора" принимала активное участие и в Октябрьской революции, дав холостым выстрелом бакового орудия сигнал к штурму Зимнего дворца.

В 1918 году из-за отсутствия топлива и других видов снабжения для несения боевой службы на Балтике был оставлен только действующий отряд (ДОТ) - 2 ЛК, крейсер "Олег", 4 ЭМ и 7 ПЛ. Остальные корабли были выведены в резерв. Осенью 1918 г. с "Авроры", "Дианы" и других кораблей сняли орудия для вооружения кораблей речных и озерных флотилий.

В конце 1922 г. было принято решение о восстановлении "Авроры" в качестве учебного корабля. Уже 18 июля 1923 г. крейсер вышел на ходовые испытания. Вооружение его составили 10 - 130-мм/55 орудий, 2 - 76.2-мм зенитки и 4 7.62-мм пулемета.

В кампании 1923-33 г.г. крейсер обеспечивал практику курсантов ВМУЗ, совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах Балтфлота. Однако из-за плохого состояния котлов и механизмов "Аврора" после ремонта 1933-35 г.г. стала несамоходной учебной базой, а в зимнее время использовалась как плавбаза подводных лодок.

В период Великой Отечественной войны крейсер находился в гавани Ораниенбаума. 9 130-мм орудий "Авроры", установленные на береговой батарее, обороняли в начале войны подступы к Ленинграду. Поврежденный немецкими снарядами, 30 сентября 1941 г. крейсер сел на грунт. Оставшаяся артиллерия с него была демонтирована для установки на берегу.

После того, как немецкие войска были отброшены от Ленинграда, было принято решение о восстановлении крейсера "Аврора" в качестве корабля-памятника и учебного корабля. С крейсера были сняты котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны боковых валов и сами валы, часть вспомогательных механизмов. В 1946 году "Аврора" "сыграла роль" крейсера "Варяг" в одноименном фильме. Вооружение восстановленного корабля составили 14 152-мм орудий Канэ и 4 45-мм салютные пушки.

Avrora, present state
После окончания ремонта в 1948 г. крейсер был учебной базой для воспитанников Ленинградского Нахимовского училища до 1961 г. "Аврора" стала кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, в этом качестве и сохраняется по настоящее время.



"Диана" и "Паллада"

Как и бронепалубный крейсер 1 ранга "Аврора", "Диана" и "Паллада" строились по кораблестроительной программе 1895 г.; их главная задача состояла в выполнении функций крейсеров-разведчиков при эскадре. При постройке не допускалось "ни малейшего отступления" друг от друга как в общем расположении, так и в деталях.

18 ноября 1895 г. управляющий Морским министерством Н. М. Чихачев приказал выдать Петербургскому порту наряд на постройку по проекту специалистов Балтийского завода на верфи "Галерный островок" двух крейсеров; строителем первого, получившего название "Паллада", назначили старшего судостроителя П. Е. Андрющенко, второго ("Диана") - младшего судостроителя А. И. Мустафина. Работы на стапелях начались в июне-июле следующего года, торжественная закладка состоялась в один день с "Авророй" - 23 мая 1897 г.

Важное новшество состояло в повышении живучести управления кораблем, предложенное старшим артиллерийским офицером "Паллады" - под броневой палубой устроили центральный боевой пост, в котором разместили все дублирующие средства управления.

14 августа 1899 г. "Паллада" сошла на воду, а через полтора месяца спустили и "Диану". Испытания начались летом 1901 г., после чего оба крейсера включили в состав Отдельного отряда судов Балтийского моря. Большой интерес представляли испытания "Паллады", головного корабля серии, так как впервые проверялись основные технические решения, а также надежность работы главных, шпилевых и рулевых машин, водоотливных средств, систем управления, боеспособность артиллерии и т. д.

Приемные испытания машин "Паллады" проводились 20 октября при водоизмещении на 92 т больше нормального: несмотря на превышение проектной индикаторной мощности почти на 1490,3 л. с. скорость корабля составила всего 19,17 уз, что повторилось и на "Диане". В отчете прямо говорилось, что оба крейсера значительно не додали те скорости, которые ожидались. Кроме этого просчета крупным недостатком справедливо считался и "урезанный" состав артиллерийского вооружения, что произошло из-за опасения перегрузки и делало эти корабли значительно слабее таких их современников, как, например, крейсеры "Варяг" и "Аскольд".

Diana, 6in Canet gun
Испытания завершились в 1902 г., после чего "Паллада" и "Диана" перешли на Дальний Восток. Русско-японская война застала их в Порт-Артуре; в ночь с 26 на 27 января 1904 г. оба крейсера, входившие в состав Порт-Артурской эскадры, стояли на внешнем рейде; "Диана" находилась на дежурстве, "Паллада" несла службу по освещению подходов к рейду.

Примерно в 23.45 на "Палладе" заметили неприятельские миноносцы и пробили боевую тревогу; включенные ходовые огни на японских кораблях и схожесть силуэтов с русскими вызвали недоумение. Только выпущенные торпеды рассеяли последние сомнения. Крейсер открыл огонь, но было уже поздно - в левом борту между 68 и 75 шпангоутами образовалась внушительная пробоина. После устранения повреждений "Паллада" снова вступила в строй и вместе с "Дианой" участвовала в бою 28 июля, когда русские корабли пытались прорваться во Владивосток. Отстав от эскадры, "Паллада" вернулась в Порт-Артур, а "Диана" ушла в порт Сайгон, где и оставалась интернированной до окончания войны. 7 декабря 1904 г. "Паллада" затонула во время обстрела внутренней гавани Порт-Артура; после войны японцы подняли и отремонтировали корабль, который до 1920 г. входил в состав их флота в качестве учебного ("Тсугару"), а до 1923 г. - как минный заградитель.

В 1906 г. "Диана" возвратилась на Балтику и вошла в состав Учебно-артиллерийского отряда. Вооружение крейсера было усилено - в ходе ремонта 1907-09 г.г. количество 152-мм орудий было доведено до 10. В период первой мировой войны ее включили во вторую бригаду крейсеров Балтийского моря. В 1915 г. корабль перевооружили, установив десять 130-мм орудий, причем часть 152-мм передали на "Аврору". В конце декабря 1917 г. "Диана" перешла из Гельсингфорса в Кронштадт, а в следующем ее передали на долговременное хранение, установив орудия на кораблях Волжско-Каспийской военной флотилии; в 1922 г. крейсер разобрали.


Составление © Copyright 1998 ТО "Ретро-Флот"
WWW-дизайн © Copyright 1997,98 АО "Мультимедиа техника"


Система обмена баннерами